- В Театре клоунады Терезы Дуровой в числе других артистов вы выступали перед детьми со сказкой. Почему выбрали историю о Стойком оловянном солдатике Андерсена? Может, ее любит ваш сын Коля?
- Во-первых, Тереза Дурова - моя подруга, мы давно с ней что-то организовываем, придумываем. Я вхожу в попечительский совет детского театрального фестиваля "Гаврош", который уже много лет проводится в Театре клоунады, и я одна из первых откликнулась на предложение Терезы и Марины Райкиной участвовать в проекте "Звезда читает сказку". Во-вторых, для меня большая честь выступать перед детьми, потому что они самая требовательная и самая благодарная публика. Что же касается сказки "Стойкий оловянный солдатик", то я сама ее только сейчас открыла для себя. Разумеется, как и все, я знала, что у этого солдатика одна рука, одна нога, и он плывет неизвестно куда на лодке. Оказалось, что в этом неуклюжем персонаже удивительным образом сочетаются два редких качества - храбрость и скромность.
- Ваш сын Коля вместе с другими детьми слушал, как мама читала "Стойкого оловянного солдатика". Не плакал?
- Я притащила Колю послушать меня и сказку, и, кажется, ему даже понравилось. Но Коля не очень-то любит театр. Он хорошо усвоил, что артист может притвориться кем угодно, а зритель будет в это превращение охотно верить, так что ничего интересного. Кстати, он взял на вооружение актерские штучки и стал ими хорошо пользоваться.
- Готовит себя в артисты?
- Я бы не хотела, чтобы Коля связал свою жизнь с кино или театром. В актеры следует идти только тем, кто Богом да мамой с папой на это дело рассчитан. В противном случае будет пожизненная каторга. Причем не только для самого горе-артиста, но и для всех окружающих. Это не очень-то большое удовольствие - смотреть на изнывающих от тоски или своей беспомощности актеров. А жить с ними - кромешный ад.
- В воспитании сына вы применяете актерские навыки?
- А как же. В воспитательных целях очень важно уметь отвлечь внимание ребенка, увести его от ненужного занятия или ненужных эмоций. Полезно не акцентировать внимание на проблеме, как это часто делают родители и педагоги, а увлечь его иным, хитро увести в правильное русло.
- Но этот способ чреват тем, что ребенок тоже будет искать возможность отвлечь родителей от своих основных занятий, той же успеваемости, не так ли? Коля не вводит вас в заблуждение, не разыгрывает?
- Меня фиг разыграешь! А вот других он мастерски разводит. Выдумывает такие истории, что будь здоров! У педагогов уши в трубочку сворачиваются от его фантазий. Мне приходится объяснять учителям: "Ну кому вы верите? Он вам еще не такое выдумает!" Одно время пугал учителей: "Вот придет моя мама-артистка и разберется с вами!"
- Вы сыграли роль одной из родительниц в фильме "Розыгрыш-2". Изменились ли за 30 лет школьные розыгрыши?
- С каждым годом способы розыгрышей - как у детей, так и у взрослых - становятся более жестокими и изощренными. Нам с Димкой Харатьяном в наши-то юные годы и не снилось, что сегодня известно детям в мельчайших подробностях. Порой даже страшно подумать, что вырастет из детей, которые обо всем на свете знают, у которых все есть и которые ни к чему не стремятся.
- Может, есть смысл закалять детей, заставлять их с ранних лет работать, воспитывать в них железную волю?
- Рецепта у меня нет. Но я могу поделиться своим мнением на этот счет. Зацелованное место, как известно, перестает ощущать новые поцелуи. Я не призываю к дозировке удовольствий и поощрений, не призываю к ограничениям и, не дай бог, к ремню. Но у ребенка обязательно должна быть мечта. Не секрет, что вопрос формирования мечты - за гранью материальных благ. Мечты содержатся в духовной плоскости.
- В спектакле "Вишневый сад", который идет на сцене чеховского МХТ, вы играете клоунессу Шарлотту. Никогда не мечтали о роли Раневской?
- В фильме "Наш Чехов" я тоже буду Шарлоттой. На роль Раневской, кстати, по моей подсказке приглашена депутат Госдумы Ленка Драпеко. Ой, простите: Лена. Сюжет фильма построен на парадоксальных решениях, и Раневская будет, скажем так, необычная. Также в фильме Адабашьяна играют замечательные актеры: Юрий Стоянов, Сергей Безруков, Алена Бабенко.
- Вы снялись более чем в 60 фильмах. Возможно, среди последних работ есть такая, где вам пришлось многому учиться, где вы столкнулись с неизвестным, новым и значительным материалом?
- Все, о чем вы говорите, произошло со мной на съемках нового фильма Андрея Смирнова "Жила-была одна баба". Я с головой погрузилась в крестьянскую жизнь Тамбовской губернии - как до революции, так и после. Андрей Смирнов 15 лет изучал историю и быт деревенских жителей Тамбовской области и все это время работал над сценарием будущего фильма. В этой картине все по-серьезному, я бы даже сказала, по-научному. Педагоги обучали нас, актеров, тамбовскому говору, мы были одеты в национальные костюмы того времени, снимались круглый год от рассвета до заката. Я играю одну из женщин богатого крестьянского клана, и для меня это впервые.
- Удается совмещать театр со съемками в кино?
- У меня нет выбора. Олег Павлович Табаков ставит актеров в такие условия, что в свободное от театра время мы можем заниматься кино, педагогикой - чем угодно, но только не в ущерб театру.
Наше досье
Евдокия Германова родилась 8 ноября 1959 года в Москве. В ГИТИС поступала шесть раз. В итоге попала на курс О.П. Табакова и А.Н. Леонтьева. Закончила институт в 1986 году, а на следующий год была принята в труппу Театра-студии Табакова. Еще в 1975-м дебютировала в детском фильме "В ожидании чуда" под именем Дина. Но всем больше запомнилась ее роль в картине "Розыгрыш", снятой в 1979 году. Была замужем, но брак был недолгим. В 2002 году усыновила полуторагодовалого мальчика Колю.